Рынок мобильных игр колоссально вырос в период пандемии: за первые семь месяцев 2020 года в среднем в мире число загрузок выросло на 45%, а доходы бизнеса от покупок в приложениях на 67%. По данным на 2020-й год Россия входила в топ-5 стран по росту количества загрузок мобильных игр-приложений. По сведениям аналитической платформы App Annie только за прошлый год россияне потратили на мобильные игры 1,2 миллиарда долларов. Центр цифровой экспертизы Роскачества в ходе изучения современного российского рынка мобильных игр проанализировал 6 наиболее популярных игр, рекламируемых в социальных сетях. Выявленные проблемы применимы и к большинству остальных.
Ключевая угроза безопасности психики детей и кошелькам родителей — в игры вставляют азартные механики, основанные на случайных шансах на победу, при этом еще на этапе разработки игры специально проектируются таким образом, чтобы игрок шел до финишного конца максимально долго, не видя этого финиша. На каждом этапе игрового прогресса система будет «вставляет палки в колеса», ограничивая развитие. В каждом таком случае игроку предлагается не мучаться, а снять ограничения, повысить шансы на победу, ускорить набор внутриигровых уровней, и так далее, совершив микротранзакцию – недорогую покупку, которая снижает психологический барьер у потенциального покупателя. Таким образом, через элемент азарта формируется механизм зависимости, особенно опасный для детской психики, покупки становятся регулярными, зачастую подталкивая даже к противоправным поступкам.
Сергей Бодров, менеджер проектов Центра цифровой экспертизы Роскачества:
«Российский рынок мобильных игр на сегодня порой заставляет насторожиться. Причиной тому некоторые механики в играх, сравнимые с механиками, используемыми в казино. Некоторые игры буквально напичканы ими. Пользователи таких игр не всегда замечают, что игра постепенно тормозит прогресс игрока и вовлекает его в схему «жди или плати». Мобильные игры сейчас, по сути, слабо регулируются законодательством РФ на предмет рекламы, доступности для детей и обязательной проверки наличия реальных возможностей выиграть».
По словам Бодрова, микротранзакции в играх сегодня доведены до абсурда: вместо того, чтобы получать дополнительные возможности для базовой игры (как это рекламируется), фактически игрока методом психологической манипуляции вынуждают платить в “бесплатной игре” просто, чтобы продвинуться дальше. На это работает вся механика игры, все написанные в ней тексты, предлагающие приобрести “боевые пропуски”, наборы предметов со скидкой или лутбоксы (коробки, где случайным образом выпадают нужные в игре предметы).
Так, популярная игра в жанре «три в ряд» по знаменитой фэнтези-киновселенной. формально не продолжается бесконечно, а имеет финальный уровень, но на практике пройти ее до конца почти невозможно без больших затрат времени и денег. Дело в механиках, которые ограничивают количество действий за одну игровую сессию (так называемая энергия), также игра специально усложняется по мере прохождения и алгоритм рассчитан таким образом, чтобы ходы заканчивались, когда до победы остается сложить еще 1 – 2 паззла. Восстановить энергию и купить недостающие для победы ходы можно только за внутриигровую валюту, которая продается за реальные деньги (в составе пакетов с названиями вроде «великолепный набор», «роскошный набор», «потрясающий набор», стоимость которых колеблется от 600 до почти 10 тысяч реальных рублей).
Игорь Поздняков, юрисконсульт отдела Роскачества по защите прав потребителей:
«Таргетинг рекламы игр с микротранзакциями и другими признаками азартных игр может быть нарушением ч. 1 ст. 5 ФЗ «О рекламе», согласно которой реклама должна быть добросовестной и достоверной. Так, в прошлом году в британской практике был прецедент запрета рекламы игр, которая не соответствовала основному геймплею».
Как заявили в Роскачестве по итогам проекта, у мобильных игр такого типа в России отсутствуют возрастные ограничения 18+, несмотря на то, что они подразумевают азартное вовлечение, пользуются популярностью среди детей и подростков, среди которых активно и рекламируются, и в качестве основного своего элемента имеют постоянную (и бесконечную) оплату игрового процесса реальными деньгами без какой-либо ответственности для их создателей. По сути, это легализация казино, выпавшая из поля зрения правоохранительных органов.
Необходимо установить возрастные ограничения 18+ и предупреждать о наличии элементов азартной игры в главном меню игры. Разнообразные “ускорители прокачки” также должны быть четко маркированы и расписаны в своих свойствах. Человек должен понимать, сколько времени у него займет игра без доплаты и сколько с доплатой. Необходимо также пересмотреть текущую систему возрастной маркировки и предупреждений, так как она объективно устарела с 90-х годов.
Детали масштабного спецпроекта Центра цифровой экспертизы Роскачества по микротранзакциям в мобильных играх (зарубежный опыт, советы психологов родителям игрозависимых и т.д.) читайте здесь >>